ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СЕМИНАР. НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ.

Я уже имел опыт проведения семинаров на базе производственных рассказов[1]. Однако этот оказался для меня несколько неожиданным. Я готовился к семинару на базе рассказа «Зарплата», о том, как некая «Галла Коралова» пыталась устроиться на работу. Меня предупредили, что группа состоит преимущественно из девушек, причем девушек довольно активных, среди которых можно легко найти прототипов главной героини. Поэтому я готовился к встрече с мощными потребительскими установками.

И вот, встреча с группой. Девушек действительно оказалось подавляющее большинство. Как обычно я раздал рассказы и предложил прочитать. Некоторое время ребята были заняты чтением. После того, как большинство прочитали рассказ. Я задал традиционный вопрос: «О чем этот рассказ?». Отвечала Анна. Ответ оказался неожиданным. Вместо пересказа содержания я услышал довольно подробный разбор ошибок Галлы и рекомендации, как на самом деле нужно устраиваться на работу, какие предоставлять документы и как подтверждать свои навыки. Отвечающую активно поддерживали соседи. Получилось так, что семинар заканчивался едва начавшись. В ходе работы мы должны были обосновать неправильность поведения главной героини и наметить правильные шаги. Однако, у ребят были изначально правильные установки.

«Ну что ж, — подумал я, — тогда пойдем дальше.» И предложил отработать варианты на практике, разыграв сценку. Роль Виктора Евгеньевича я предложил исполнить юноше, сидевшему на первой парте. А на роль Галлы Кораловой сама вызвалась девушка Настя с предпоследней парты. Как и на прошлых семинарах, я дал эмоциональную «накачку» «Виктору Евгеньевичу», сымитировал производственный конфликт с потребителем, «напомнив» о перечисленной предоплате, «пригрозив» штрафными санкциями, судом и пр. Настя хорошо вошла в образ, перед нами действительно появилась девушка, которая сам факт её прихода в фирму уже считает основанием для выплаты денег. А вот «Виктор Евгеньевич» оказался малоубедителен. И по общему решению мы заменили его на соседку. В общем, актеры следовали тексту, но окончание сценки оказалось неожиданным: «Виктор Евгеньевич» просто запустил паспортом в лицо «Галле». При эмоциональном одобрении присутствующих. Я сказал, что понимаю эмоции участников, но реальный руководитель как правило имеет достаточный опыт и выдержку, чтобы не дать повода для обращения в полицию.

Дальше мы решили попробовать разыграть правильное трудоустройство. А по ходу сформулировать алгоритм. Для достоверности и приближении к реальности мы перенесли действие на мясокомбинат, поскольку группа обучается по специальности «Технология мясопереработки».

Понятно, что «правильное трудоустройство» выглядело несколько более пресно, чем предыдущее, однако общим решением были сформулированы следующие основные позиции:

  1. Вести себя вежливо и корректно.
  2. Рассказывать о реальных делах, максимально подкрепляя сказанное документами.
  3. Показывать свою заинтересованность в работе на данном предприятии, демонстрируя знания о профиле, структуре предприятия, выпускаемой продукции т.д.
  4. Интересоваться не только размером оплаты, а в первую очередь предстоящей работой и обязанностями.
  5. Не демонстрировать чрезмерной лояльности, которая может насторожить работодателя.

В целом, семинар оказался очень продуктивным. Аплодисменты были довольно неожиданны, но вполне объяснимы с учетом эмоциональности группы. Я предложил адресовать их на счет нашей общей работы. Мне действительно было приятно работать в атмосфере совместного творчества.

[1] См. например, здесь: http://перспектива-каслей.рф/index.php/federalnyj-literaturnyj-konkurs-proizvodstvennogo-rasskaza/136-kak-otsenit-sotrudnika-kogda-on-eshche-i-ne-dumaet-o-rabote-u-vas