НУЖЕН ХОРОШИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РАССКАЗ

продолжение литературного конкурса производственного рассказа

г. Касли.

В СССР существовала замечательная школа производственного рассказа (повести и романа), которые пользовались значительной популярностью и имели большое воспитательное значение. Достаточно вспомнить роман Даниила Гранина «Искатели», знаменитых «Журбиных», и много других. На их основе создавались фильмы, которые стали классикой. Притом есть фильмы, которые совсем не устарели, несут до сих пор актуальные проблемы, например, та же пьеса Гельмана-старшего «Премия», по которому поставлен хороший фильм.

 

Сегодня, когда литературная мода «задвинула» производственную тему, заменив её на боевики, криминальные драмы, комедии, мелодрамы, стало понятно, насколько её, этой темы недостаёт. 

Страна, освободившись от криминальной эйфории 90-х, когда деньги сыпались ни откуда, стала возвращаться к пониманию, что только от дел рук своих можно благо создать. А источник блага – это производство. При всей прозе этого утверждения, это так – ценности создаются путем производства материальных благ. А это значит возрастает роль рабочего, мастера, инженера в стране. 

 

Почему актуален современный производственный рассказ?

Страна изменилась. Появились другие реальности, а значит и проблемы, которые в советской литературе просто отсутствовали. Их надо осмыслять, что позволяет литературе обновиться.

Начнем с того, что если в СССР субъектов производственного процесса было два – Партия и производственники, то сейчас их гораздо больше. Конфликты усложнились, стали многократно разновиднее, — все стало требовать нового осмысления. В том числе и литературного. Это не только взаимоотношения рабочего и семьи, рабочих между собой, но и рабочего и финансового оператора, учредителя, собственника, инвестора, самого предприятия и государства на всех уровнях. Возникает более сложная проблема классовых отношений, инноваций, частной собственности и государства. Возникает проблема корпоративной дисциплины, утечки ноу-хау. Совершенно иначе строится и карьера рабочего. Или его стагнации: отсюда и борьба с саботажем, алкоголизмом. Есть огромная проблема обучения и профессионального развития: она решается совершенно иначе, нежели в СССР, хотя бы потому что за образование теперь надо платить лично, из собственного кармана. Проблема производственных династий строится совершенно иначе, чем в СССР. Сейчас «Журбины» воспринимаются как «прекрасное далёко». А если взять проблему жизнеспособности трудового кодекса – то количество проблем превзойдёт все ожидания.

Это говорит о том, что настал момент литературного переосмысления производственных процессов и проблем для выработки прочных производственных отношений.

Литература может быть хорошим подспорьем для кадровой и разъяснительной работы на производстве. Поэтому предлагаем промышленником принять участие в конкурсе – 1. в деле формирования премиального фонда, 2. публицирования наиболее удачных произведений, 3. членства в жюри.  

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ РАССКАЗ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

критериальные тезисы для оценки произведений

Одна из задач конкурса производственного рассказа — дать системе подготовки рабочего класса художественно-методические пособия для их воспитания. Причина понятная – таких пособий нет.

Дело в том, что в системе обучения присутствует искусство, далёкое от производства и его проблем, а значит далёкое от профессионального и душевного воспитания молодых рабочих и работниц.  

Более того, этого воспитания нет даже в профессиональных учреждениях – училищах, техникумах. Там та же программа, состоящая из классики, – несомненно, полезной и нужной, но в какой-то очереди. Можно спорить с очередностью: что вперёд – классические великие произведения или те, которые научат работать, те, которые погрузят рабочих в проблемы производства и подготовят их сознание к массе конфликтов, предупредят об ошибках, о которых нет разговора даже в профессиональных училищах. Вообще спор, что важнее в училище – лермонтовский «Мцыри» или проблемный производственный рассказ, анализ которого подключит сознание будущего рабочего к решению его будущих производственных вопросов – открытый. Но ясно, что хотя бы на уровне специальных курсов производственный рассказ совершенно необходим.  Как школьный учитель в прошлом, вполне внятно поясняю, что для 14-летнего будущего рабочего (он же школьный двоечник, который не читает больше трёх страниц текста) заниматься погружением в дворянскую реальность 19 века или изучать щедринские сатиры – совершенное мучительное занятие. В конце концов, классическая литература не создавалась для того, чтобы её впихивать в подростков, которые собираются идти на завод. 

 

Советский период производственной литературы, где её было много, не всегда годится, поскольку производственная реальность была совершенно другой. Причем в разные этапы страны реальность менялась. Наиболее производственный период – тридцатые годы – характеризовался появлением вещей, которые сейчас и искушенный читатель не воспримет. К примеру, гладковский «Цемент», где рабочая героика доведена до предела: мать сдаёт своего ребёнка в детдом, чтобы он не мешал ей героически трудиться на заводе – это для сего дня круто, ненужно и даже вредно. Другая причина, почему советская литература не очень годится, объём: наиболее удачные вещи имеют очень большой объём или написаны не очень талантливо. Наиболее удачные и известные вещи посвящены инженерной специальности с креном в науку. Я тут вспоминаю Даниила Гранина, с его «Искателями», «Иду на Грозу». А вот для рабочего, именно для его подготовки литературы нет.  

А она необходима, поскольку смысл любого обучения – изначальное снятие проблем и ошибок человека. А снять изначальные ошибки будущего производственника – значит избежать многих конфликтов. Например, если молодой человек прочитает и обсудит короткий, но понятный, иронический рассказ о том, как плохой работник просит завышенную зарплату, или серьёзный рассказ о том, как брак рабочего превращается в остановку конвейера и потерям на производстве, будет гораздо полезнее, нежели он будет мучительно размышлять над сложностями «Мёртвых душ», их символизмом, не переваривая смыслов и внутренне бунтуя от бессилия их понять. 

 

Короткий проблемный производственный рассказ нужен не только для воспитания молодых рабочих, он нужен ещё кадровым службам для кадровой работы. Многие люди приходят на предприятия, будучи неизвестными, а вот литературный семинар может позволить кадровикам раскрыть позицию новичка, показать уровень его производственного мышления. 

На самом деле производственный рассказ – это единственный способ вообще привлечь молодого человека к литературе. Хотя бы какой-то. Потому что классическую литературу он не читает, выдвигая простой тезис: мне это зачем? И зачастую ответить, зачем молодому человеку «Вишнёвый сад» с проблемами из совершенно другой реальности с изображением непонятных людей с непонятными борениями и переживаниями составляет большую проблему. Можно конечно, путем методического искусства убедить, но победить вряд ли. Поэтому не лучше ли потратить силы, средства, деньги, время на художественное включение молодого человека в производство – туда, куда он точно пойдёт, нежели стараться посвятить его в то, что для него пока представляет ненужную для него реальность.

 

В любом случае ясно одно: наряду с классическими вещами, можно ввести параллельный семинар и, разработав методички, его предлагать тем, кто собирается идти в производство.